3 Декабрь 2012, 15:45

«Южная сцена» – гимн искусству и дружбе


В Государственном концертном зале состоялось торжественное закрытие II thumb_20121203112307_IMG_6162Северо-Кавказского театрального фестиваля «Южная сцена». На театральные подмостки Нальчика вышли труппы Кабардинского государственного драматического театра им. А. Шогенцукова, Балкарского государственного театра им. К. Кулиева, Русского государственного театра им. М. Горького, госдрамтеатров Северной Осетии, Ингушетии, Чечни, Дагестана (Табасаранский госдрамтеатр).
Спектакли шли с 25 по 28 ноября, вызвав большой общественный интерес. Их посмотрели не только профессионалы сценического искусства, но и любители, для которых театр остается главным источником эстетического и духовного наслаждения, школой мудрости и любви.
Приветствие участникам фестиваля направил Глава КБР Арсен Каноков. Он подчеркнул, что гостеприимная земля Кабардино-Балкарии искренне приветствует гостей театрального форума, который стал прекрасной возможностью обмениваться опытом, развивать творческие контакты, устанавливать новые традиции, формировать современный драматический театр.
Фестиваль стал праздником, радостной встречей зрителей с древним и вечно юным театральным искусством, ведущим свое начало от традиционного этнического института духовности. Народные игрища, ставшие импровизированным отражением бытия наших народов, переросли в современное классическое искусство лицедейства, имя которому – национальный театр. Он учился и развивался, черпая уроки в академической русской школе театрального искусства, немало уроков преподала ему и мировая театральная культура.
Стоит отметить большую организационную работу, которую провело Министерство культуры КБР во главе с и.о. министра Русланом Фировым. В успех фестиваля внесли весомую лепту заместитель министра Аминат Карчаева и руководитель СТД Майя Фирова, ибо организация столь масштабного мероприятия потребовала серьезных творческих усилий. Теперь, после закрытия фестиваля, мы можем с уверенностью сказать: праздник сценического искусства и дружбы театров Северного Кавказа удался!
От Мольера до Горина
Труппа Кабардинского театра показала спектакль-фарс С. Стратиева «Автобус», Балкарский театр – драму В. Жеребцова «Плачет ива за горой», комедию Б. Рацера и В. Константинова «Невеста из Имеретии» представила труппа Русского театра, постановку Г. Горина «Забыть Герострата» – Ингушский драмтеатр, комедию Д. Худайбердыева «Звездочет» – Табасаранский госдрамтеатр, комедию Ж.Б. Мольера «Тартюф» – Северо-Осетинский академический театр, музыкальную комедию У. Гаджибекова «Аршин Мал-Алан» – Чеченский государственный драмтеатр.
В спектакле «Автобус» режиссер-постановщик Владимир Теуважуков воплотил идею мимикрии общества, когда оно становится заложником социального надлома.
«Невеста из Имеретии» (кстати, спектакль-долгожитель нашей сцены) – добрый, искрометный, в котором внутрисемейные коллизии заканчиваются, к общему удовольствию, счастливо. В постановке видна мастерская рука режиссера Султана Теуважева.
За преданность театру
Спектакль-драма «Плачет ива за горой» Балкарского театра в постановке заслуженного деятеля искусств Башкортостана Мусалима Кульбаева – это рассказ о войне, репрессиях и людях, втянутых в трагический водоворот событий. Любовь, ненависть, жертвенность, верность долгу – вечные темы жизни, истории.
Спектакль Русского Ингушского музыкально-драматического театра – оригинальный экзерсис хрестоматийной постановки «Забыть Герострата». В основе  пьесы еще одна вечная тема, касающаяся болезненных амбиций личности, направленных на разрушение, а не на созидание.
В смешливой постановке Табасаранского театра «Звездочет» зрителя увлекает яркая, искрометная игра актеров и удивительно наивное представление обывателя о современных реалиях, перевернувших его понимание мира. «Звездочет» Саид – это веселый шарж на безоглядную веру человека в чудеса.
В подражание О. Бальзаку спектакль «Тартюф» Осетинского академического театра и комедию Чеченского драматического «Аршин Мал-Алан», безусловно, можно назвать сюжетами из «Человеческой комедии».
Тартюф – вечный персонаж нашей жизни, гений злых козней, как бы данных человечеству в назидание. В интерпретации Мольера – это знакомая нам до боли фигура, но с течением времен ловко меняющая маски и методы своих недобрых замыслов.
Аршин Мал-Алан – давняя любовь к бурлеску, в котором так много сногсшибательного юмора, настоянного на режиссуре самой жизни. В нем ностальгия по Рашиду Бейбутову, который так великолепно играл главного героя, и признательность актерам чеченской труппы, подарившим нам радость новой встречи с любимыми героями.

Фестиваль – это праздник с творческим итогом, который озвучило авторитетное жюри во главе с председателем, заведующей кабинетом национальных театров Союза театральных деятелей РФ Мариной Корчак, заместителем Александра Калягина. Она же в день открытия фестиваля, выступая со сцены Кабардинского театра, подчеркивала, что фестиваль «Южная сцена» – один из самых молодых в России, набирает творческие высоты. Примечательно, что на сей раз в жюри вошли театральные критики из республик Северного Кавказа. Работать им пришлось много и напряженно.
Несмотря на общее благоприятное впечатление от увиденного, жюри не присудило Гран-при ни одному спектаклю (актерам, режиссуре, сценографии). Однако в номинациях «Лучшая женская роль» были названы актрисы Балкарской драмы Фатима Мамаева и Осетинского театра Ирина Дзасохова. За лучшую мужскую роль отмечены актеры кабардинской труппы Басир Шибзухов, Ахъед Кибишев, Ахмед Льянов и актер Осетинского театра Аслан Тигиев. За лучшую мужскую роль второго плана жюри отметило Зарифа Бапинаева (Балкарский театр), Гранта Каграманяна (театр Русской драмы им. М. Горького), Хамзата Кубаева (Осетинский театр).
«Лучшим дуэтом» признана игра актеров Чеченского театра Мовсара Атаева и Асет Муртазалиевой; в номинации «За верность театру» пальмовая ветвь была присуждена заведующему постановочным цехом этого театра Баудину Хадашеву.
28 ноября в Кабардинском госдрамтеатре им. А. Шогенцукова прошел «круглый стол», в рамках которого обсуждали проблемы развития национальных театров Северного Кавказа, которые рассматривались в дискурсе современного состояния театрального искусства РФ.
Второй Северо-Кавказский театральный фестиваль «Южная сцена» оправдал свой статус, явившись поводом для выводов и размышлений и нацелив театральные коллективы на дальнейшее творческое развитие сценического искусства республик Северного Кавказа.
Фестиваль завершился в Государственном концертном зале большим концертом артистических коллективов.

22

13

24

14