5 Декабрь 2012, 15:48

Южная сцена: прогресс очевиден


На прошлой неделе в Нальчике завершился второй фестиваль театров thumb_20121130091608_IMG_7923Северного Кавказа «Южная сцена», организованный министерствами культуры России и Кабардино-Балкарии и союзами театральных деятелей РФ и КБР.

О мастерах и жанрах

Четыре фестивальных дня были весьма насыщенными, так что зрители получили возможность увидеть лучшие спектакли шести театров республик Северного Кавказа, а заодно и узнать, какие жанры в нашем регионе наиболее востребованы.
По-прежнему актуальна восточная музыкальная комедия – их было представлено целых три. Табасаранский государственный музыкально-драматический театр привез комедию Дж. ХУДАЙБЕРДЫЕВА «Звездочет» в постановке молодого режиссера – студента Санкт-Петербургского театрального института Джанбулата ГАБИБОВА. Дебютная работа режиссера успешно прошла республиканский конкурс, заняв первое место среди спектаклей дагестанских театров, прежде чем попасть на фестиваль. Спектакль «Аршин мал-алан» по знаменитому мюзиклу ГАДЖИБЕКОВА, известного по экранной версии 50-х годов с участием Рашида БЕЙБУТОВА, зрители увидели в не менее яркой интерпретации режиссера Чеченского драматического театра, народного артиста России, лауреата Государственных премий РФ и ЧР Руслана ХАКИШЕВА. Звания «Лучший актерский дуэт» удостоились актеры Чеченского драматического  театра имени Х. Нурадилова Хамзат КУТАЕВ (Сулейман) и Асет МУРТАЗАЛИЕВА (Асья). А труппа Кабардино-Балкарского Русского драматического  театра имени А.М. Горького порадовала поклонников жанра спектаклем «Невеста из Имеретии», хорошо известным и за пределами республики.
Любимую зрителями классику представили Ингушский Русский драматический театр и Северо-Осетинский академический театр имени В. Тхапсаева. Гости из Ингушетии привезли спектакль по пьесе Г. ГОРИНА «Забыть Герострата». По правде говоря, самая злободневная пьеса, отражающая современный мир – «общество спектакля», в котором правят бал не созидатели, а геростраты – разрушители храмов, брейвики, множащиеся в своих поклонниках и «последователях». Исполнитель роли Герострата Ахмед ЛЬЯНОВ получил награду фестиваля за лучшую мужскую роль.
Бессмертный «Тартюф», привезенный Осетинским театром, удивил яркостью постановки и, что сейчас встречается все реже, соответствием эпохе. И роскошные костюмы Веры КАСАЕВОЙ, и сценография, и пластика актеров, и музыка к спектаклю (Моцарт — Россини в этом случае вовсе не анахронизм!) с такой убедительностью воссоздали эпоху и соответствовали духу жанра, что спектакль встретил самые продолжительные овации. Молодой актер театра Алан АЛБЕГОВ, для которого «Тартюф» стал дебютной работой в качестве режиссера, пояснил, что, строго придерживаясь традиций театра, в то же время предоставил актерам практически полную свободу – и не пожалел об этом. Тартюф — Аслан ТИГИЕВ был отмечен наградой фестиваля за лучшую мужскую роль, а исполнительница роли Эльмиры — заслуженная артистка РСО-Алания Ирина ДЗАСОХОВА – за лучшую женскую роль.
- Награда такого фестиваля, как «Южная сцена», конечно, дорогого стоит, я благодарна за нее, и мне особенно приятно, что ее удостоилась моя любимая мольеровская героиня (смеется), — призналась корреспонденту «Горянки» И. Дзасохова. – Очень хотелось увидеть все спектакли других театров – к сожалению, посмотрели лишь некоторые.
За роль Жамили в спектакле «Ива плачет за горой» награду фестиваля получила актриса Балкарского драматического театра Фатима МАМАЕВА (ЖАНГОРАЗОВА). Сама актриса пояснила:
- Фестиваль такого уровня дает прекрасную возможность увидеть себя со стороны, пообщаться с коллегами из соседних республик, обменяться опытом. В наше время очень много развлечений, и театр понемногу отходит на второй план. Наша задача – вернуть зрителя в театр. К этому мы должны стремиться.
Совершенным особняком стоит спектакль Кабардинского театра «Автобус». Эсхатологическое настроение пьесы-притчи было убедительно передано актерами и режиссером. Два актера театра были награждены за лучшую мужскую роль: Басир ШИБЗУХОВ (Виртуоз) и Ахъед КИБИШЕВ (Безответственный).

Итоги: мнение эксперта

Итоги фестиваля были подведены во время заседания «круглого стола», которое состоялось в третий фестивальный день в Государственной национальной библиотеке КБР им. Т.К. Мальбахова. На заседании выступили министр культуры КБР Руслан ФИРОВ, заведующая кабинетом национальных театров Союза театральных деятелей России Марина КОРЧАК, участники фестиваля. Церемония награждения участников и закрытие фестиваля прошли в Государственном концертном зале. Как отметила Марина Корчак, несмотря на то, что и в этот раз жюри не стало присуждать награды в номинациях «Лучшая режиссерская работа» и «Лучшая сценография», а также гран-при, фестиваль в этом году прошел на более высоком уровне, чем два года назад, это касается прежде всего представленных спектаклей.
- Первый фестиваль, который был два года назад, дал нам просто картину того, как существовали театры Северного Кавказа, — отметила Марина Корчак. — Надо сказать, картина была не очень воодушевляющей, потому что общие проблемы, существующие для российского театра, общие и для театра национального – например, проблема отсутствия современной драматургии. Если русско-язычные драматурги что-то пишут и называют это «новой драмой», ставить это практически невозможно: есть и ненормативная лексика, и ненормативные ситуации, профессионализм драматургов невысокий, хватает дыхания на один акт. Для национальных республик театры являются уникальной возможностью сохранения национальных традиций, национального языка — всего, чем каждая республика живет, чем славится и чем дорожит. Театр – и проводник, и воспитатель, и идеолог в хорошем смысле слова, и организм, который молодежь заставляет думать о том, что было раньше, и понимать, куда страна и республика идут. Проблема режиссуры и творческих кадров существует везде, где мы проводим фестивали, а их СТД проводит ежегодно порядка трехсот. Тем не менее появляются имена, появляются спектакли, которые открывают интересные актерские работы, вдруг появляется интересный режиссер. Не могу сказать, что в Кабардино-Балкарии нет режиссеров – они есть. Но почему-то они не ставят спектакли – например, один из любимых учеников Леонида Ефимовича ХЕЙФЕЦА — Роман ДАБАГОВ, чей спектакль «Ким Четвертый» поспорит даже со знаменитой постановкой московского Театра имени В. Маяковского в плане актерских работ. Магомет АТМУРЗАЕВ, режиссер Балкарского театра, — сильный, крепкий, умный, талантливый человек, но его спектаклей на фестивале мы также не увидели. Из тех спектаклей, которые видели, могу отметить «Автобус» — пьесе много лет, но она сегодня звучит так же современно. И для Кабардинского театра, по-моему, это было очень интересно. Спектакль, который не дает просто бездумно хихикать, а заставляет переживать, сделан интересно. И другие театры… Если на первом фестивале было ощущение «метаний», в этом году режиссеры более ответственно отнеслись к своей задаче. Спектакль из Назрани «Забыть Герострата» — интересная работа, с хорошим режиссером. Отрадно видеть возрождение Осетинского театра, который пережил кризис, но благодаря новому руководителю — Казбеку ГУБЕЕВУ выправляется, у него интересный репертуар – в прошлом году мы посмотрели спектакль «Черная бурка», в этом – «Тартюф».
Мне представляется, что фестиваль «Южная сцена» возник как большая потребность, и я очень благодарна руководству республики, Министерству культуры, Союзу театральных деятелей, которые активно занимаются его организацией. Это один из немногих фестивалей, когда коллектив не уезжает, а остается в течение всего фестиваля, что создает возможность общения и обмена опытом. Это мне представляется очень важным.